Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 23 г. Борисова"
телефон: +375 177 751200; +375 177 751201
email: sad23@rooborisov.by
г. Борисов, пер. Зелёный, 26

Страничка педагога-психолога

«Агрессивный ребенок - это сегодня не редкость»
 Каждый из нас неоднократно сталкивался с проявлением детской агрессии. Ребенок плачет, капризничает, может наговорить нам немало неприятных слов, начать драться или кусаться. Почему это происходит? Ведь порой такое поведение беспричинное и безосновательное. Кажется, что все якобы в порядке, вы с ребенком не ссорились и не наносили ему боль, а в детском саду он еще 5 минут назад со всеми дружил и был мирно настроен. И, вдруг, такая реакция!Для взрослых такое детское поведение представляет довольно серьезную проблему: как вести себя, если ребенок сердится, дерется, кусается? При этом говорить, что делать?Что вызывает агрессию у детей?Когда ребенок не чувствует любви, у него складывается плохое мнение прежде всего о себе, у него снижается самооценка. И если все вокруг твердят, что он хулиган и непослушный, то ему ничего не остается, как вести себя в соответствии с тем, что о нем говорят: шалить, шуметь, ломать и бить все вокруг.Маленький ребенок только начинает жить и познавать мир. Ему многое не известно, и он только должен познавать его. Мы же, взрослые, являемся проводниками малышей в этот мир. Мы рассказываем ему о том, что его окружает: как нужно ходить, завязывать шнурки, надевать шапку, когда на дворе зима. Но очень часто мы забываем о самом главном - о том, чтобы познакомить ребенка с миром чувств и эмоций. Как же малышу догадаться, что он переживает, или переживает его мама, когда хмурится или улыбается?Ребенок непосредственно передает свои эмоции, он только приобретает свой первый опыт, и делает свои первые выводы. А вот научить контролировать свое поведение и владеть своими эмоциями - это задача для взрослых.Агрессия как способ взаимодействия с внешним миром.Ребенок может провоцировать других детей и взрослых на проявление к нему агрессии, свидетельствует о единственном способе обращения на себя внимания со стороны взрослых и сверстников. Когда ребенок, вместо того, чтобы подойти и попросить игрушку у сверстника, нападает на него, при этом толкнув или ударив, мы должны понимать, чего он хочет.И в этой ситуации мы, взрослые, также способны помочь нашим детям. Мы должны научить их общаться и дружить. А еще обязательно нужно демонстрировать на своем примере, как можно проявлять доброту, ласку, щедрость.Поэтому ребенка нужно учить распознавать свои эмоции и эмоции других людей. Проговаривайте каждое чувство, что переполняет вас. Если вы сердитесь, то обязательно сообщите об этом малышу, если видите, что он в ярости, тоже отметьте его эмоцию: «Я вижу, что ты злишься», «Я понимаю, что ты рассердился на меня или на соседского мальчика, и почему?».Злость ребенка чаще вызывает бессилие. Ребенок вместо жалоб или пассивной покорности судьбе отдает предпочтение этой реакции. Ребенок борется за независимость и самостоятельность, и поэтому лишние запреты могут даже стать толчком к агрессивному поведению.Итак, агрессивность - это внешнее проявление, прежде всего внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна повышенная тревожность, чувство ненужности, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (часто занижена).Бурные злобные реакции маленького «агрессора» является его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку. Первое, что нужно сделать взрослому, который пытается помочь агрессивному ребенку - это выявить истинную симпатию, принять его как личность, интересоваться его внутренним миром, понимать чувства и мотивы поведения. Старайтесь акцентировать внимание на положительных качествах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его этому. Попробуйте сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и положительную самооценку. Если вашими обычными способами взаимодействия для достижения этой цели оказывается недостаточно, то можно использовать специальные игры. «Недружественный шарж»Этот игровой прием поможет вашему ребенку выйти из ситуации, когда он в ярости и «выплескивает» свои чувства на обидчика: кричит, обзывается, толкается. Попытайтесь отвести ребенка в другое место, чтобы он не видел того, кто его разозлил. Предложите ему нарисовать карикатуру на этого ребенка. Лучше для начала показать образец, какой может быть карикатура, объяснить, чем она отличается от обычного портрета. Когда ребенок поймет, что не нужно пытаться точно изобразить оригинал, а наоборот, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким он его видит в этот момент, дайте ему лист бумаги и карандаши. В процессе рисования старайтесь не мешать ребенку и не смягчать то, что он рисует и те комментарии, которыми он сопровождает свои действия. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что понимаете его чувства (несмотря на то, что не согласны с тем, что обидчик действительно заслуживает всех слов, которые во время рисования были направлены в его адрес). Для этого вы можете передать его чувства словами вроде: «Я вижу, ты сильно разозлился на Колю» или «Действительно, очень обидно, когда тебя не понимают и не слышат». Когда рисунок  будет завершен, предложите ребенку подписать его так, как он хочет. Затем спросите его о том, как он сейчас себя чувствует и что ему хочется сделать с этим «недружественным шаржем» (пусть ребенок сделает это на самом деле). «Мешочек криков»Как известно, детям очень сложно справиться со своими негативными чувствами, ведь те так и норовят вырваться наружу в форме криков и плача. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако, если эмоции очень сильные, то неправильно ожидать от детей того, что они сразу успокоятся. Сначала нужно дать им возможность немного выплеснуть негатив приемлемым способом. Если ребенок возмущен, взволнован, рассержен, просто неспособен говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, пока он держит в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит этот мешочек, то разговаривать с окружающими нужно спокойно, обсуждая случившееся. Так называемый «мешочек криков» можно изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязки, чтобы иметь возможность «завязать» в «крики» на время нормального разговора. Этот мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Если под рукой не оказалось мешочка, то можно его превратить в «баночку криков» или даже «кастрюльку криков», желательно с крышкой. Однако, использовать их впоследствии с мирной целью, например для приготовления пищи, будет очень нежелательно.«Лист гнева»Дайте ребенку лист бумаги и попросите изобразить, передать всю свою злость на листе. Малыш может комкать, рвать, кусать, топтать «лист гнева» до тех пор, пока не почувствует, что его гнев уменьшился, теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку собрать все кусочки и выбросить их в мусорное ведро или в унитаз. Обычно, во время работы дети прекращают сердиться, и эта игра начинает их веселить, так что завершают ее  в хорошем настроении.«Лист гнева» можно изготовить самостоятельно. Если это делает ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального состояния. Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит то, что получилось, на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу начать рисовать, потому что им еще сложно передать образ с помощью слов, что может вызвать дополнительное раздражение). Далее для расправы над гневом (которые описывались выше) будут использоваться все способы!«Подушка для толкания»В этом игровом способе справиться с гневом особенно нуждаются дети, которые, разозлившись, склонны реагировать, прежде всего, физически (сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не оскорбляют, не пытаются отомстить впоследствии за свою бездеятельность сейчас). Заведите такому ребенку дома (детский сад) «подушку для толкания». Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет толкать, бросать и бить, когда будет чувствовать себя разъяренным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом, можно применить другие способы решения проблемной ситуации. Аналогами подушки могут стать: надувной резиновый молоток, которым можно бить по стенам и по полу, или боксерская груша, которая поможет избавить от гнева, который накопился, не только детям, но и взрослым.«Игры на природе и в воде» Если же вы находитесь на природе, то можно помочь ребенку проявить свой гнев и успокоиться, используя свойства воды, глины и песка. Когда ребенок лепит фигурку обидчика из глины, он контролирует ситуацию: он может ее создать, сплющить, растоптать и, если захочет, снова восстановить. Кстати, эти приемы можно применять и в домашних условиях, используя пластилин. Игры с песком также привлекают детей своей «обратимостью». Можно глубоко закапывать фигурку, символизирующую обидчика или гнев самого ребенка, попрыгать сверху, полить водой, забросать камнями, а когда гнев исчезнет, ее снова можно откопать, почистить и использовать в других играх. Кроме того, работа с песком и податливой глиной сама по себе успокаивает ребенка, он больше сосредотачивается на своих тактильных ощущениях, переводит внимание с одних внешних раздражителей на другие.Также хорошо для снятия напряженности и агрессивности детей использовать воду. Кроме плавания, можно применить игры с водой. Например, устроить гонки кораблей. Каждый участник должен подгонять свой корабль, дуя на него из трубочки и не касаясь руками. Можно придумать что-то вроде водного бильярда, сбивая пластмассовые или резиновые шарики, плавающие с помощью других шаров. Также, хорошими вариантами «водной войны» является, например, обливание из брызгалок, забивание кораблей противника струей воды и тому подобное. Любые интересные занятия с водой способны снизить агрессивность, недаром «ведро холодной воды» издавна считалось эффективным способом усмирения взрослых, которые слишком разозлились. Но при работе с детьми уместно, чтобы все «водные процедуры» содержали элементы игры.Очень важно чувствовать своего ребенка, относиться к нему с пониманием. Помните, если он сердится, значит, у него что-то не так, это своеобразный сигнал о помощи. И задача, нас, взрослых, не наказывать, не оставлять в беде, а помочь и поддержать.Не бойтесь высказываться о своих чувствах и чувства своего ребенка, учите и учитесь сами прислушиваться к себе, распознавать свои переживания, уметь ими владеть!Введите текст или фрагмент кода...

«Зачем и когда нужно идти к психологу?»
Вот маленький человечек делает первые шаги, говорит первые слова. Кончаются бессонные ночи, ребенок начинает приобретать навыки самообслуживания, переходит к “взрослой” пище. Мама чувствует себя спокойнее и увереннее в обращении с ним. Ребенок растет, становится самостоятельнее – и перед нами уже человечек со своим особым внутренним миром, с собственными желаниями, привычками, вкусами, нередко упорно утверждающий свою самостоятельность. При этом он, конечно, еще очень зависим от близких. И тут появляются другие трудности – с воспитанием.Малыш мало похож на взрослого, ведь он чувствует и мыслит иначе. Чувства его могут быть сильны, но чаще они не стойки: то, что его сегодня увлекло, завтра может быть забыто. Ребенок семимильными шагами движется вперед в своем развитии. Как это происходит? Что творится в его внутреннем мире?         Детский психолог помогает ребенку становиться взрослым, безболезненно преодолевать естественные трудности в развитии личности, учит умению общаться с другими людьми и тому, как полнее раскрыть свои потенциальные возможности, гармонично развить мышление, память, воображение, учитывая неповторимую индивидуальность каждого.Конечно, в семье родители в большинстве случаев могут и сами правильно оценить состояние и поведение ребенка, помочь ему лучше использовать его природные возможности, найти лучшие способы взаимодействия с ним.Мало найдется родителей, которые в определенные моменты воспитания ребенка не задавали себе вопрос: “Что происходит? Почему мой малыш не слушается, почему сердится, почему вдруг плачет или смеется, почему сейчас он такой послушный, а через некоторое время начинает упрямиться; почему сегодня не хочет идти в сад или в школу, а завтра бежит туда с удовольствием?”Список вопросов может быть бесконечным – ведь это наша жизнь вместе с самым родным существом на свете! Как ответить на все эти вопросы, как помочь ребенку, как не повредить тот хрупкий внутренний мир, который в нем закладывается? Для многих мам и пап в некоторые периоды эти вопросы встают особенно остро. Решить их поможет психолог.       Когда нужно обращаться к психологу?* Потеря контроля. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Но если вы чувствуете, что теряете контроль над ребенком и вам все труднее ладить с ним, то лучше посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.*  Страхи. Помощь психолога необходима, если у ребенка постоянный страх темноты, страх оставаться одному в комнате, страх перед дождем, грозой, сильным ветром. Некоторые дети боятся насекомых, животных, незнакомых людей. Чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Хотя в определенном возрасте страхи – явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка. Но даже в этом случае психолог поможет безболезненно преодолеть этот дискомфортный для матери и ребенка момент.          * Застенчивость. Самовосприятие слишком застенчивых детей достаточно негативно: они избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Эти черты характера формируются в детстве, но застенчивость.  *  Агрессивность. Наверное, все родители в той или иной степени сталкивались с этой проблемой. Малыш сердится на вас, может обидеть другого ребенка, причинить боль собаке или кошке, демонстративно сломать игрушку, объявив, что она ему не нравится. Причин такого поведения огромное множество. Важно, чтобы оно не закрепилось и не вошло в черту характера ребенка, не ушло глубоко внутрь, не помешало в установлении нормальны.   *  Чрезмерная активность. Она становится причиной злости, нарушения планов, неудач и других неприятностей не только для ребенка, но и для родителей. Помощь психолога здесь просто необходима. Он посоветует, как направить активность ребенка в нужное русло х отношений с окружающим миром.*   Особые ситуации. Психика ребенка очень хрупка и уязвима. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть одного из членов семьи, развод родителей; появление нового члена семьи; поступление в детский сад или в школу; серьезная болезнь ребенка; насилие по отношению к самому ребенку или у него на глазах. В этих случаях стоит обратиться к психологу, даже в том случае, если вам кажется, что одно из перечисленных событий не сильно повлияло на ребенка. Но дело в том, что внешне это может никак не проявляться, а уйти внутрь души и появится тогда, когда вы этого меньше всего ждете. Психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, глубоко ли затронуло его происходящее, поможет справиться, пережить случившееся.Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. Пройдя серию тестов у психолога, вы получите нужную и полезную информацию. Позвонив, записавшись на прием, можно предварительно побеседовать со специалистом или же прийти сразу вместе с ребенком. Психолог, проведя первую беседу, необходимое тестирование, посоветует, как лучше решить вашу проблему, даст необходимые рекомендации. С нашей точки зрения, важен момент взаимного контакта “родитель – психолог – ребенок”, ведь психолог работает с внутренним миром человека, опираясь, конечно, на науку, и на свой жизненный и духовный опыт. Введите текст или фрагмент кода...

 

Памятка: Посеять в детских душах доброту, это значит:
1. Поощрять проявление внимания и чуткости у детей2. Ласково и только по имени называть детей3. Не обсуждать проступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей4. Читать стихи,  сказки, рассказы на данную тему5. Учить с детьми стихи о доброте6. Составлять с детьми сказки о доброте7. Использовать пословицы о доброте8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию9. Не унижать ребенка10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете11. Найти сильные стороны у ребенка12. Не читать длинных нотаций13. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»14. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.)15. Можно вести книгу добрых дел

Цветные дети
Все дети любят рисовать, даже те, кто еще толком не умеет разговаривать. Их произведения изобразительного искусства нельзя назвать рисунками в полном смысле слова, но в них уже видны цветовые предпочтения. У одного ребенка каляки-маляки ярких сочных тонов, а у другого мрачные, почти черные. Ученые разработали методику, следуя которой, по преобладанию того или иного цвета в детских рисунках можно определить реакцию ребенка на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье.Поскольку цветовые пристрастия ребенка зависят от его эмоционального состояния в данный момент, они со временем или в результате изменения ситуации могут трансформироваться. Следите за ними, чтобы не пропустить появления у ребенка проблем, о которых он не хочет или не может рассказать родителям.Черный.Цвет угрозы, поэтому дети очень редко используют его в своих рисунках. Но если черного все-таки много – это свидетельство преждевременно созревшей и довольно сложной психики. Иногда в рисунках этот цвет появляется после большого стресса, перевернувшего жизнь ребенка. Чем больше черного, тем драматичнее состояние ребенка, тем сильнее у него ощущение угрозы. Возможно, в семье постоянные скандалы, драки, и малыш боится за себя или за маму.Коричневый.Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах . коричневый цвет дети используют в рисунках, стараясь создать свой собственный маленький мирок, надежный и закрытый, в котором они могут себя чувствовать совершенно безопасно. Чаще всего отгораживаются от большого мира дети со слабым здоровьем, живущие в конфликтных семьях, ставшие невольными участниками драматических событий. Или дети с замедленным развитием.Серый.Беспросветный. Рутинный серый цвет – символ нищеты и заброшенности. Дети очень редко используют его в своих рисунках. Те, кто все-таки рисует серым, как правило, тихие, несмелые, замкнутые. Обычно у них нет друзей и взаимопонимания с родителями, и неважно, сам ребенок отгородился от людей или. Наоборот, его отгородили, но он одинок.Если ребенок не может определить, нравится ему серый цвет или нет – это первый признак усталости.Синий.Синий – цвет спокойствия и обстоятельности. Он доминирует в рисунках детей с уравновешенным характером, которые любят делать подарки и оказывать услуги другим людям. Такие дети предпочитают проводить время в размышлениях, обожают задавать вопросы и обо всем обстоятельно рассуждать. Если ваш малыш по натуре живой и подвижный, а в рисунках у него появилось много синего цвета, значит, в данный момент его что-то волнует, что он нуждается в остановке покоя.Зеленый.Заброшенные дети, на которых родителям не хватает времени, любят зеленый цвет. Если такой ребенок не чувствует себя защищенным, из него может вырасти замкнутый консервативный человек, который не любит и даже боится перемен, потому что все изменения в жизни у него ассоциируются с потерями. Изменить сложившееся в детстве негативное отношение к жизни можно только любовью, вниманием, воспитание открытости в общении с людьми.Фиолетовый.Этот цвет предпочитают в своих рисунках чувствительные, артистичные дети с богатым внутренним миром. Они очень внушаемые, легко возбудимые, стараются обязательно произвести впечатление на окружающих. При этом любители фиолетового очень ранимы, они больше других нуждаются в поддержке и поощрении со стороны сверстников и взрослых.Сине-зеленый (бирюзовый).Цвет морской волны – индикатор нервной системы. У тех детей, кто любит бирюзовый цвет, скорее всего, постоянно напряжены нервы. Возможно, такое состояние вызвано боязнью ошибиться, сделать что-то не так, лишиться одобрения окружающих, а может быть, сдать уже завоеванные позиции в виде успехов в учебе или спорте. Задача родителей – не проявлять по отношению к любителям бирюзового цвета излишней строгости и жестокого соблюдения установленных правил. Подумайте, не слишком ли высоки требования, которые вы предъявляете к своему чаду, например, учиться только на пятерки. Предоставьте ребенку больше свободы, поощряйте его инициативу, замените «кнут» на «пряник» - наказание на поощрение.Красный.Красный цвет – это цвет здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Дети, которые предпочитают всем другим оттенкам красный, открыты для общения, активны, подвижны, непослушны, легко возбудимы и непоседливы. Их детская напористость и эгоизм в будущем могут перерасти в высокую работоспособность, стремление добиться успеха, заслужить похвалу. Но пока их интересует только данный момент, ни о чем другом они не думают.Оранжевый.Внутри детей, любящих оранжевый цвет, бурлит энергия, которая не находит выхода, поэтому они веселятся, шалят, кричат безо всякой причины. Стремление хоть как-то выплеснуть из себя эту лишнюю энергию приводит к тому, что поведение таких детей становится для окружающих непереносимо раздражающим. Чтобы справиться с ситуацией, полезно направить детскую энергию в мирное русло, например, в занятия спортом.Желтый.Присмотритесь внимательно к любителям желтого цвета. Наверняка, они любят играть в веточки, камешки, тряпочки, обожают творить. Такие дети – мечтатели, шутники и фантазеры, пришли в этот мир , чтобы потрясать его устои и нарушать правила. Они всегда во что-то верят, на что-то надеются, стремятся жить будущим. Но жить в рамках жестко регламентированных правил им бывает сложно.Голубой, сиреневый, розовый…Любовь к пастельным тонам – признак инфантильности, нежелания взрослеть. Голубой больше любят мальчики, из которых потом вырастают моряки и летчики ( они до конца жизни остаются романтиками), а розовый и сиреневый - нежные девочки, которые зависят от мнения окружающих и нуждаются в постоянной поддержке.Понаблюдайте за ребенком и вовремя помогите ему!Введите текст или фрагмент кода...

 

                  

 

Версия сайта для слабовидящих