Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 23 г. Борисова"
телефон: +375 177 751200; +375 177 751201
email: sad23@rooborisov.by
г. Борисов, пер. Зелёный, 26

Советы музыкального руководителя

  СКАЗКИ – ШУМЕЛКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ВЫБОР ТЕКСТА

1.Выбирая текст, необходимо  учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.

2. Определить, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст в зависимости от цели и задач очередного занятия.

3. Определить заранее смысловые акценты и паузы.


ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ

1. Определить, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

2. Решить и, при необходимости, указать в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность.

3. Решить, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Необходимо учитывать, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

металлофон 

ксилофон 

деревянные ложки 

барабан 

бубен 

трещотка 

треугольник 

колокольчик 

тон-блок /рубель 

маленькие тарелочки 

коробочка (деревянная) 

погремушка/маракасы 

бубенчики или колокольчик

целлофан 

расчёска 

трубка с фольгой (мирлитон)

платяная щётка 

гитара или леска – струна 


ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть. 
Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, необходимо подобрать для игры подходящие звучащие предметы.

Перед занятием  инструменты раздаются с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Чтобы и рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей, необходимо обеспечить благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия.

Во время исполнения нужно использовать жесты и мимику, говорить медленно и выразительно, выдерживать паузы. Во время рассказа чаще смотреть детям в глаза.

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент нужно брать в руки только для игры и затем откладывать.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем педагог продолжит рассказ.

Необходимо побуждать детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей. 

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Возможно также музицирование детей без помощи взрослых.

 

ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ

Инструменты:  

металлофон

ксилофон

коробочка деревянная

расческа

мирлитон

гитара

карандаши

Жила-была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала. «Там в комнате - светло» - сказала мышка,

МЕТАЛЛОФОН
 

«Там много места и можно бегать и танцевать!»

КСИЛОФОН

Она вылезла из норки и побежала к знакомому Таракану.

БОЛТАТЬ ПАЛОЧКОЙ В КОРОБОЧКЕ

Усатый Таракан сидел под большим пакетом.

РАСЧЁСКА

Мышка спросила у Таракана: « Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!» 
«Мне некогда, я ищу себе еду», - сказал Таракан и уполз.

РАСЧЁСКА
 

И побежала мышка дальше. 

БОЛТАТЬ ПАЛОЧКОЙ В КОРОБОЧКЕ

Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха.

ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/ МИРЛИТОН

Мышка ей и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»
«Я устала и буду отдыхать!» - прожужжала Муха и села на стол. 

ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/ МИРЛИТОН
 

И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается Паучок.

РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА
 

Мышка ему и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть?
А я буду танцевать!». Ничего не сказал Паучок и убежал.

РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА
 

И побежала мышка обратно к себе домой и вдруг услышала тихую музыку.

КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ
 

Мышка подошла к большим часам, а они застучали ещё громче: 

КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ
 

«Какая красивая музыка!», - сказала мышка и стала танцевать.

СТУК ПОД ФОНОГРАММУ С ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ

Версия сайта для слабовидящих